В какой-то мере данная статья — продолжение и дополнение на тему съемки на пленэре («Пленэр фото. Разрушитель мифов»). Как снимать в условиях сильной облачности и пользоваться вспышкой? Как контролировать освещенность? Ответы на все вопросы, а также советы по настройки камеры я постараюсь раскрыть в этой статье.
Повелитель стихий
Почитав несколько определений в сети, я скомпоновал их и получил следующее. Облачность — это фактор, характеризуемый погодой и климатом, и по сути является совокупностью взвешенных в атмосфере водяных испарений, которые наблюдаются в одном месте в некоторый период времени. А под водяными испарениями, как вы догадались, подразумеваются сами облака.
Выходим на пленэр
От теории перейдем к практике. Итак, в условиях сильной облачности фотографии обычно получаются невыразительными и скучными. По крайней мере, в большинстве случаев это так. Вы знаете, каждая творческая идея может быть реализована любыми средствами. Поэтому то, что я сейчас предлагаю применять фотовспышки на пленэре — не панацея и не означает, что только так и следует поступать. Однако в рекламной съемке, например, качество «картинки» и ее привлекательность имеют большое значение.
Какие явные недостатки есть на фотографиях, сделанных без применения искусственного света? Во-первых, под глазами некрасивые тени, а освещение чересчур рассеянное. Обратите внимание на появившийся зеленоватый оттенок на лице модели. Это происходит вследствие отражения света от листы и травы. Случается такое сплошь и рядом во время фотосъемок на природе. Цветовой баланс в данном случае правится вручную в лайтруме или фотошопе. Но, скорее всего, в лайтруме это будет сделать проблематично.
Для усиления контраста я могу добавить одну вспышку. В этом деле важно не переусердствовать и сохранить примерно одинаковую освещенность модели и фона. Поэтому настраиваем экспозицию на фотоаппарате вручную, а мощность вспышки регулируем так, чтобы фон не оказался сплошным черным пятном.
В следующем кадре я ставлю позади девушки вторую «пыху», что позволяет мне отделить фигурку модели от «бэкграунда». Изображение становится все более контрастным и ярким, несмотря на нашу облачность. Заметьте, зеленоватый оттенок как ветром сдуло! Да и направление и интенсивность теней теперь так же под моим контролем. Правка цветового баланса в дальнейшем не составит большого труда.
Параметры фотокамеры для съемки на пленэре
Кстати, работа с искусственным светом на пленэре называется стробизм. Так вот, при занятии стробизбом настройки фотоаппарата подбираются исключительно в ручном режиме. Не хочу никого пугать, но делать это на открытом воздухе немного сложнее, чем в четырех стенах фотостудии. Настройки постоянно меняются, так как солнце не стоит на месте. Выдержка у меня здесь — порядка 1/160. Все остальное подстраивается в процессе всей съемки. В основном я управляю мощностью вспышек и диафрагмой объектива.
Есть такой нюанс, о котором я чуть было не забыл упомянуть. Успех во многом зависит и от месторасположения модели. Буквально шаг влево, шаг вправо — и освещенность существенно меняется. В любом случае, процесс этот достаточно кропотливый и более сложный нежели съемка на пленэре с естественным светом.
Обработка в Adobe Photoshop
После долгой возни со вспышками можно пожинать плоды. Ретушь фотографии в результате корректного использования дополнительных источников света уже не составляет особого труда.
Светотеневой рисунок и баланс белого изначально в норме. Я добавляю яркости в фотошопе и немного ретуширую лицо. Фотография готова!